Добро пожаловать

О книге:

В данной книге представлена история Марийского народа. Здесь рассмотрено происхождение, особенности языка, обычаи и нравы. Все факты подкреплены источниками и ссылками на них.




Приятного прочтения

КОКШАЙСКО-ПРИВОЛЖСКИЙ РАЙОН

Голову поверх шымакша покрывали треугольной холщевой косынкой, украшенной вышивкой. Зимой на­девали шапки с красным суконным верхом и околышем из лисьего меха — рыбыж упш. Эти шапки, как и упо­мянутые выше зеленые сывыны, стали к исходу XIX в. постепенно выходить из употребления и сохранились лишь как обрядовый свадебный головной убор.

Набор украшений шымакшан ватэ — женщин, нося­щих шымакш, мало чем отличался от описанного у со-рокан ватэ (ходящих в сороке). Материалом для укра­шений служили монеты, раковины-ужовки, бисер, цепоч­ки, а также имитации монет. В некоторых селениях Уржумско-Вятского района были ремесленники-алтын-щики, специально занимавшиеся изготовлением жен­ских украшений.

Из украшений преобладали шейные и нагрудные — шушер, мелгандра шергйлтыш, чепан аршаш, тотмо аршаш, ширкама, на уши надевали онлаш емал, на ру­ки браслеты — китшол и кольца — шерваш.

Наибольшее распространение из указанных украше­ний в Уржумско-Вятском районе имела ширкама — сюльгама, чаще всего овальной формы, которой засте­гивали грудной разрез на рубахе. Обычно замужние женщины (рубахи которых имели длинный разрез) при­калывали две или три ширкамы.

К украшениям следует отнести и пояса, особенно праздничные. Последние украшались бисером, шерстя­ными кисточками, яркими пуговицами, раковинами-ужовками. Особенно ценились широкие длинные пояса с яркими продольными полосами (красной, зеленой, малиповой и т. д.), которые покупали на местных торжках.

В семейных обрядах и обычаях здесь сохранилось немало старины. Например, у некрещеных марийцев — чи мари, как только рождался ребенок, бабка-повиту­ха сразу же давала ему имя и если это был мальчик, то клала его на обух топора, нарекала имя и отсекала ножем пуповину, приговаривая: «будь плотник и тру­долюбив», ту же самую процедуру проделывала и над девочкой, только вместо топора — на прялке, пригова-ривая:«будь   трудолюбива   и   заботлива   до   пряжи»228.

Первые шаги ребенка также были связаны с опреде­ленным обрядом: «...когда станет начинать ходить, тог­да сварят из овсяной крупы кашу, поставят на пол. Один из семейства возьмет за руки ребенка и ведет по солнцу вокруг котла. Первый спрашивает последнего: «Чего рубишь?»  Последний  отвечает:   «Рублю ребячьи путы, чтобы мог скорее ходить». Проведя три раза во­круг котла и ударит топором пуще обыкновенного, вот теперь разрублены путы».

Эти старинные обряды под воздействием христиан­ства постепенно забывались или соблюдались не пол­ностью. В местах более тесного контакта с русскими марийцы перенимали некоторые русские обычаи, напри­мер, хождение «на зубок», по-марийски—у зубка. Этот обычай заключался в посещении родственницами и со­седками недавно родившей женщины. Собиравшиеся в дом гостьи обязательно приносили с собой угощение — что-нибудь из домашней стряпни, а иногда и небольшие подарки для новорожденного.

Сложным и строго традиционным был свадебный обряд. Подчиняясь давлению православного духовенст­ва, марийцы совершали церковный обряд бракосочета­ния. Но долгое время венчание в церкви не рассматри­валось обязательным, и часто случалось так, что оно совершалось спустя несколько лет после вступления в брак. Брак считался действительным, если был совер­шен свадебный обряд. При заключении браков глав­ное внимание обращалось на состоятельность семей врачующихся. Сватовство начиналось всегда с определе­ния олно (калыма) и кузык (приданого). Родители жениха и невесты старались соразмерить то и другое,, причем часть олно шла на приобретение подарков для жениха — рубахи, штанов и жилета — камчола, а так­же на покупку некоторых вещей из свадебного наряда невесты, в частности зеленого сукна на сывын, недо­стающих украшений и т. д. Здесь же решался вопрос о подарках родным жениха, состоявших в основном из одежды. Например, матери жениха полагалась рубаха или две, шовыр, шымакш (часто несколько) и т. д. и только после того, как родители обеих сторон пришли к соглашению относительно олно и кузык, начинался обряд сватовства.

В Уржумско-Вятском районе, как и в других этно­графических районах Марийского края, браки заклю­чались, как правило, с женщинами из своей округи,

Оглавление




Статья взята с сайта ladyfor.ru