Добро пожаловать
О книге:
В данной книге представлена история Марийского народа. Здесь рассмотрено происхождение, особенности языка, обычаи и нравы. Все факты подкреплены источниками и ссылками на них.
Приятного прочтения
КОКШАЙСКО-ПРИВОЛЖСКИЙ РАЙОН
Голову поверх шымакша покрывали треугольной холщевой косынкой, украшенной вышивкой. Зимой надевали шапки с красным суконным верхом и околышем из лисьего меха — рыбыж упш. Эти шапки, как и упомянутые выше зеленые сывыны, стали к исходу XIX в. постепенно выходить из употребления и сохранились лишь как обрядовый свадебный головной убор.
Набор украшений шымакшан ватэ — женщин, носящих шымакш, мало чем отличался от описанного у со-рокан ватэ (ходящих в сороке). Материалом для украшений служили монеты, раковины-ужовки, бисер, цепочки, а также имитации монет. В некоторых селениях Уржумско-Вятского района были ремесленники-алтын-щики, специально занимавшиеся изготовлением женских украшений.
Из украшений преобладали шейные и нагрудные — шушер, мелгандра шергйлтыш, чепан аршаш, тотмо аршаш, ширкама, на уши надевали онлаш емал, на руки браслеты — китшол и кольца — шерваш.
Наибольшее распространение из указанных украшений в Уржумско-Вятском районе имела ширкама — сюльгама, чаще всего овальной формы, которой застегивали грудной разрез на рубахе. Обычно замужние женщины (рубахи которых имели длинный разрез) прикалывали две или три ширкамы.
К украшениям следует отнести и пояса, особенно праздничные. Последние украшались бисером, шерстяными кисточками, яркими пуговицами, раковинами-ужовками. Особенно ценились широкие длинные пояса с яркими продольными полосами (красной, зеленой, малиповой и т. д.), которые покупали на местных торжках.
В семейных обрядах и обычаях здесь сохранилось немало старины. Например, у некрещеных марийцев — чи мари, как только рождался ребенок, бабка-повитуха сразу же давала ему имя и если это был мальчик, то клала его на обух топора, нарекала имя и отсекала ножем пуповину, приговаривая: «будь плотник и трудолюбив», ту же самую процедуру проделывала и над девочкой, только вместо топора — на прялке, пригова-ривая:«будь трудолюбива и заботлива до пряжи»228.
Первые шаги ребенка также были связаны с определенным обрядом: «...когда станет начинать ходить, тогда сварят из овсяной крупы кашу, поставят на пол. Один из семейства возьмет за руки ребенка и ведет по солнцу вокруг котла. Первый спрашивает последнего: «Чего рубишь?» Последний отвечает: «Рублю ребячьи путы, чтобы мог скорее ходить». Проведя три раза вокруг котла и ударит топором пуще обыкновенного, вот теперь разрублены путы».
Эти старинные обряды под воздействием христианства постепенно забывались или соблюдались не полностью. В местах более тесного контакта с русскими марийцы перенимали некоторые русские обычаи, например, хождение «на зубок», по-марийски—у зубка. Этот обычай заключался в посещении родственницами и соседками недавно родившей женщины. Собиравшиеся в дом гостьи обязательно приносили с собой угощение — что-нибудь из домашней стряпни, а иногда и небольшие подарки для новорожденного.
Сложным и строго традиционным был свадебный обряд. Подчиняясь давлению православного духовенства, марийцы совершали церковный обряд бракосочетания. Но долгое время венчание в церкви не рассматривалось обязательным, и часто случалось так, что оно совершалось спустя несколько лет после вступления в брак. Брак считался действительным, если был совершен свадебный обряд. При заключении браков главное внимание обращалось на состоятельность семей врачующихся. Сватовство начиналось всегда с определения олно (калыма) и кузык (приданого). Родители жениха и невесты старались соразмерить то и другое,, причем часть олно шла на приобретение подарков для жениха — рубахи, штанов и жилета — камчола, а также на покупку некоторых вещей из свадебного наряда невесты, в частности зеленого сукна на сывын, недостающих украшений и т. д. Здесь же решался вопрос о подарках родным жениха, состоявших в основном из одежды. Например, матери жениха полагалась рубаха или две, шовыр, шымакш (часто несколько) и т. д. и только после того, как родители обеих сторон пришли к соглашению относительно олно и кузык, начинался обряд сватовства.
В Уржумско-Вятском районе, как и в других этнографических районах Марийского края, браки заключались, как правило, с женщинами из своей округи,