Добро пожаловать

О книге:

В данной книге представлена история Марийского народа. Здесь рассмотрено происхождение, особенности языка, обычаи и нравы. Все факты подкреплены источниками и ссылками на них.




Приятного прочтения

КОКШАЙСКО-ПРИВОЛЖСКИЙ РАЙОН

преимущественно мелких посел­ков, было 290, русских — 48, татарских — 42, смешан­ных — 5978.

Марийцы размещались во всех волостях уезда, кро­ме юго-восточных Кшкловской и Кулле-Киминской, на­селенных преимущественно татарами. Сравнительно немного обитало марийцев в Вараксинской волости, в остальных царевококшайских волостях марийское население численно преобладало. Русские в основной массе группировались в западной части уезда — в г. Царево-кокшайске и близлежащих волостях Вараксинской (37,5%)  и Петриковской  (27,4 %)79.

Первые русские поселенцы появились здесь вскоре после основания в 1584 г. города Царевококшайска. Они были записаны в разряд дворцовых крестьян. Перепис­ная книга 1646 г. содержит сведения о 19 дворцовых деревнях и починках с общим числом дворов крестьян­ских— 166, бобыльских-—22, а людей в них: 261 кре­стьянин и 25 бобылей80. Ближайшая из деревень, Ва-раксина, отстояла от Царева посада всего на 300 са­жен, дер. Лапшина — на 748 сажен, дер. Вяткина — на 960 сажен, подальше до 4—5 верст от посада отстояли некоторые другие поселки, а самыми дальними счита­лись дер. Дальняя Кузнецова (в 10 верстах) и починок Олешин, Юшков тож, «на речке на Кузнецовке, в вер­шине»81. В 1647 г. было велено «государевы дворцовые деревни, дер. Кузнецовскую Дальную да дер. Кузнецов­скую ж Середнюю з деревнями, и с починками, и с пус-тошьми, и со всякими угодьи дати в поместье»82 князю Ромодановскому83.

Царевококшайская строельная книга 1649 г., особо перечисляющая 36 крестьян деревень Ромодановского «хто чем торгует и ремеслом промышляет»84, раскры­вает тот важный факт, что бывшие дворцовые кресть­яне создали местный очаг торгово-ремесленной деятель­ности, несомненно притягивавшей к себе окрестных марийцев. Под старым наименованием «дворцовых кре­стьян» царевококшайская группа русских в числе 1822 ревизских душ упоминается в «Ведомости о наместни­честве Казанском» за 1781—1782 гг. В это время в Царевококшайском уезде были учтены и другие разря­ды русского населения — мещане, содержащие ландми-лицию, экономические и ясашные крестьяне общим числом 689 ревизских душ. А всего, таким образом, рус­ских по происхождению в уезде насчитывалось 2511 рев. душ. против 10 918 душ крещеных и некрещеных марий­цев, то есть русские составляли по отношению к ко­ренному населению около 23% 85.

В XIX в. продолжалось постепенное проникновение русских в Царевококшайский уезд. По этому поводу побывавший в тех местах И. Н. Смирнов писал: «Под влиянием дальнейшего прироста населения русские по­селенцы продвигаются далее в глубь уезда. За Петри­ковской волостью наибольший процент русского насе­ления представляет лежащая далее на восток Ронгин-ская. Здесь мы также встречаем чисто русские селения с черемисскими названиями: Уртакш, Шулянур, Его-шин. Рядом с этими селениями мы видим значительное количество таких, в которых русские живут совместно с черемисами, принятые последними в состав своих обществ... Громадные леса, занимающие весь бассейн Юшута, остановили русское движение в этой части уез­да (со стороны Царевококшайска на восток. — К. К.), навстречу ему с крайнего юго-запада уезда, из Кокшай-ска идет частичное русское движение во всей Больше-Шигаковской волости; но здесь русские только отдель­ными семьями входят в состав целого ряда черемисских обществ»86.

Несмотря на усилившуюся в пореформенный период русскую колонизацию, марийское население Царевокок-шайского уезда продолжало занимать основные площа­ди пригодных для обработки земель и, будучи в значи­тельной своей части рассеянным по мелким выселкам в глубине слабо разреженных лесов, продолжало вести обособленное полунатуральное хозяйство, в очень ма­лой степени общаясь с русскими крестьянами. Это от­разилось на практике их межязыкового общения. На востоке Царевококшайского уезда марийцы владели русским языком довольно слабо. Но примечательно об­стоятельство, отмеченное тем же Смирновым: «Ту роль, которую играет в деле русификации вятских черемис русский пахарь, по отношению луговых черемис Казан­ской и Нижегородской губерний исполняет лесопро­мышленник...

Оглавление