Добро пожаловать

О книге:

В данной книге представлена история Марийского народа. Здесь рассмотрено происхождение, особенности языка, обычаи и нравы. Все факты подкреплены источниками и ссылками на них.




Приятного прочтения

КОКШАЙСКО-ПРИВОЛЖСКИЙ РАЙОН

(калыма) и кузык (приданого), включавшего преимущественно скот. Свадебный поезд по приезде в деревню жениха сначала останавливался в доме тулара, где совершался обряд вуй ошемдеме — «побеление головы», т. е. на не­весту надевали головной убор замужней женщины (шар-пан и нашмак). С этого времени тулар и тулаче (его жена) становились покровителями молодоженов, ко­торые, в свою очередь, всю жизнь оказывали им ува­жение.

Свадебный обряд сопровождался многочисленными песнями и плясками, которые были присущи только это­му этнографическому району. В доме невесты, где про­ходила первая половина застольного свадебного торже­ства, исполнялся традиционный свадебный танец, в ко­тором, как отмечают специалисты, больше, чем в других танцах, сохранились особенности народной хореографии приволжских районов 126.

Несмотря на усиленную христианизацию, в Кокшай-ско-Приволжском районе отмечалось довольно стойкое сохранение дохристианских верований. Даже по офици­альным данным, в 1898 г. в Сотнурской, Себе-Усадской, Шиныиинской и Моркинской волостях насчитывалось 1906 чи мари — «чистых», некрещенных марийцев, тогда как в остальных местностях их было зарегистрировано не более 300 чел.127.

Формальный переход в православие не мешал марий­цам поклоняться своим старым богам и совершать жертвоприношения. Это явление наблюдалось и среди ■старокрещеных марийцев, живших преимущественно во­круг г. Царевококшайска и раньше других приобщенных к христианской церкви. Даже в 1913 г. «...в восьми вер­стах от г. Царевококшайска, в приходе городского мис­сионерского монастыря, на Арбанском болоте, около де­ревни Ельняги с 9 по 13 сентября включительно совер­шалось старокрещеными черемисами языческое моление, на которое ежедневно собиралось много народа, преиму­щественно женщин. Для жертвоприношения было заж­жено до 6 костров, и на молении перебывали все окрест­ные черемисы; приезжали поклонники и из других мест» 128.

В удаленных деревнях восточной — моркинской—части Царевококшайского уезда дохристианские верова­ния проявляли большую    живучесть:    справлялись все языческие праздники и связанные с ними жертвоприно­шения, особенно торжественно здесь отмечался летний праздник сюрэм, все марийские селения группировались по определенным сюрэмным округам, каждый из кото­рых имел сюрэм ото — рощу, где совершалось жертво­приношение во время сюрэма. Вот пример крупного сю-рэмного объединения с постоянной сюрэм ото, принад­лежавшей селениям: Руш-Родо, Нурьял, Нереп-солаг Изи-Кожлаял, Кугу-Кожлаял, Панайка, Чишкино, Тыг-ды Морко, Новая Деревня, Курукумбал, Подгорный, Кужнур, Морки и Фадейкино. Сюрэм ото находилась между Изи-Кожлаялом и Иереп-солой. Другое сюрэм-ное объединение включало деревни: Чодра-сола, Себе-Усад, Кабак-сола, Лапка-сола, Б. Мушерань, Пектубай-сола, Тоймет-сола, Осип-сола, Кугушурга, Изишурга,. Кортасинер и Ер-сола. Роща была расположена между Лапка-сола и Кортасинером 129.

Не были забыты и все остальные нехристианские ритуальные действия, связанные с повседневным бытом, хозяйственными заботами и личной жизнью марийцев.

Медленно проникавшие в марийскую деревню этого лесного края капиталистические отношения слабо затра­гивали традиционный бытовой уклад местного населе­ния. Особенно долго сохраняли свое этнографическое своеобразие моркинские марийцы.

САНЧУРО-ЯРАНСКИЙ РАЙОН

Пределы Санчуро-Яранского этнографического района определены в основном границами Иранского уезда Вятской губ., который с 1781 г. объединил существовав­шие до этого Иранский и Царевосанчурский уезды Ка­занской губ. Основанием для выделения этого района послужила не только его географическая целостность и отграничение его от соседнего Царевококшайского уезда полосой густых лесов 130, но и другие, не менее важные обстоятельства.

Оглавление




индивидуальный хастл для себя