Добро пожаловать
О книге:
В данной книге представлена история Марийского народа. Здесь рассмотрено происхождение, особенности языка, обычаи и нравы. Все факты подкреплены источниками и ссылками на них.
Приятного прочтения
КОКШАЙСКО-ПРИВОЛЖСКИЙ РАЙОН
сие самое производил я не по чему иному, как по тому же предков обряду и заключаю в том одно только приношение богу молебствия о оставлении свирепствующей над скотиною болезни о своем здравии о даровании хорошего хлебам ныне произрастающим урожаю и о прочем нужном для человечества. Суеверия же в таковых часто приносимых мною молебствах не заключаю, ибо по таковой нашей вере все вообще из черемис новокрещена в лесах молебствия производят...»-
Подобные моления периодически совершались на протяжении всего XIX в., а отдельные случаи были зафиксированы документами начала XX в. В 1903 г.. «...таковое состоялось 24 сентября, на молении присутствовало до 300 чел. черемис из разных селений Кадам-ской волости, причем ими принесено в жертву 2 лошади, 5 жеребенков, 2 быка, 6 теленков и гусей с утками: до 50 штук» 176.
Стихийный протест против насильственной христианизации и в то же время стремление как-то «примирить» старую и новую религию вызвали своеобразное сектантское течение среди марийцев, получившее местное-название «Кугу-сорта» (Большая свеча), центром ее стал Яранский уезд, где в начале 80-х годов было выявлено до 25 семей «кугусортинцев» Ернурской, Кадам-ской, Великореченской и Юкшумской волостей177.
Религиозные догматы сектантов представляли собой пеструю смесь христианских и «языческих» верований. От христианства они взяли веру в единого бога, но отказались от православного обряда: «Принадлежащие к секте креста на себе не носят, перестают ходить в церковь, в очень редких случаях ходят на исповедь, разве только в случаях тяжелой болезни, и то из- опасения, чтобы дело об умершем не перешло в полицию, не молятся св. иконам и не принимают к себе в дома священников во время больших праздников. Но из боязни наказания гражданским судом, и только из боязни, но не по убеждению, крестят детей в церкви, венчаются и хоронят. Впрочем, в последнее время было два случая уклонения сектантов от крещения детей и один случай уклонения от погребения умершего по христианскому обряду. По этим случаям возбуждены особые дела»178.
От традиционной «марийской веры» сохранилась обрядовая сторона ритуала, но также не полностью. «Кугусортинцы» не признавали кровавых жертвоприношений. Моления они производили в избах или кудо, редко в лесу. На моления по старой традиции приходили в белом домотканном одеянии. Большую роль при молении играли свечи. «Восковые свечи при совершении молений имеют каждая особое значение, а именно: толстые, как с несколькими, так и с одним фитилями зажигаются при молениях более важных, как, например, перед началом или по окончании полевых работ, по снятию свежего урожая и прочее. Длинные свечи с одними фитилями не употребляются, а хранятся в запасе для особенного моления, в случае народного бедствия или войны; мелкие свечи зажигаются при каждом молении... Перед зажиганием свечи устанавливаются на столах в той же моленной избе и зажигают от «деревянного огня», который добывают посредством трения березовых палок...».
Секта «Кугу сорта» была исключительно консервативной и по своим житейским установлениям. Она призывала отказаться в быту от всего фабричного, покупного, заменив его самодельным, т. е. тянула верующих к стародавним временам, к полному господству натурального хозяйства. «Характерной особенностью этой секты является, между прочим, и изгнание из своего житейского обихода продуктов культуры, приобретаемых на торжищах (как-то: чай, сахар, соль, керосин, -спички и пр.), почему, кроме названия «Кугу сорта», этой секте среди черемис усвоено еще и другое «Шэ-ры-вэра», т. е. «пресная вера». Потому сектанты кугу-сортинцы в обыденной жизни пользуются лишь тем, что находят около себя, приготовляя все это примитивным способом, как, например, добывают огонь трением, не пьют хмельного и не курят» 180. В общем же «Кугу сорта» не имела сколько-нибудь значительного распространения среди марийских крестьян, а после ареста и высылки в Сибирь ее руководителей в начале 90-х годов она фактически сошла на нет.
Из дохристианских представлений в широкой массе •санчуро-яранских марийцев наиболее стойко удерживался культ предков, особенно поминки в 40-й день после смерти, которые продолжали носить общественный характер. Другие же постоянные поминальные дни и связанные с ними обряды испытали сильное влияние христианства, а в некоторых случаях марийцы устраивали поминания в дни, установленные церковью.