Добро пожаловать

О книге:

В данной книге представлена история Марийского народа. Здесь рассмотрено происхождение, особенности языка, обычаи и нравы. Все факты подкреплены источниками и ссылками на них.




Приятного прочтения

КОКШАЙСКО-ПРИВОЛЖСКИЙ РАЙОН

сие самое производил я не по чему иному, как по тому же предков обряду и заключаю в том одно только приношение богу молебствия о оставлении свирепствую­щей над скотиною болезни о своем здравии о дарова­нии хорошего хлебам ныне произрастающим урожаю и о прочем нужном для человечества. Суеверия же в таковых часто приносимых мною молебствах не заклю­чаю, ибо по таковой нашей вере все вообще из черемис новокрещена    в    лесах    молебствия    производят...»-

Подобные моления периодически совершались на протяжении всего XIX в., а отдельные случаи были за­фиксированы документами начала XX в. В 1903 г.. «...таковое состоялось 24 сентября, на молении присут­ствовало до 300 чел. черемис из разных селений Кадам-ской волости, причем ими принесено в жертву 2 лоша­ди, 5 жеребенков, 2 быка, 6 теленков и гусей с утками: до 50 штук» 176.

Стихийный протест против насильственной христиа­низации и в то же время стремление как-то «примирить» старую и новую религию вызвали своеобразное сек­тантское течение среди марийцев, получившее местное-название «Кугу-сорта» (Большая свеча), центром ее стал Яранский уезд, где в начале 80-х годов было выявлено до 25 семей  «кугусортинцев» Ернурской,  Кадам-ской,     Великореченской     и    Юкшумской    волостей177.

Религиозные догматы сектантов представляли собой пеструю смесь христианских и «языческих» верований. От христианства они взяли веру в единого бога, но от­казались от православного обряда: «Принадлежащие к секте креста на себе не носят, перестают ходить в цер­ковь, в очень редких случаях ходят на исповедь, разве только в случаях тяжелой болезни, и то из- опасения, чтобы дело об умершем не перешло в полицию, не мо­лятся св. иконам и не принимают к себе в дома священни­ков во время больших праздников. Но из боязни наказа­ния гражданским судом, и только из боязни, но не по убеждению, крестят детей в церкви, венчаются и хоронят. Впрочем, в последнее время было два случая уклоне­ния сектантов от крещения детей и один случай укло­нения от погребения умершего по христианскому обря­ду. По этим случаям возбуждены особые дела»178.

От традиционной «марийской веры» сохранилась обрядовая сторона ритуала, но также не полностью. «Кугусортинцы» не признавали кровавых жертвоприно­шений. Моления они производили в избах или кудо, редко в лесу. На моления по старой традиции прихо­дили в белом домотканном одеянии. Большую роль при молении играли свечи. «Восковые свечи при соверше­нии молений имеют каждая особое значение, а имен­но: толстые, как с несколькими, так и с одним фитиля­ми зажигаются при молениях более важных, как, например, перед началом или по окончании полевых работ, по снятию свежего урожая и прочее. Длинные свечи с одними фитилями не употребляются, а хранят­ся в запасе для особенного моления, в случае народно­го бедствия или войны; мелкие свечи зажигаются при каждом молении... Перед зажиганием свечи устанавли­ваются на столах в той же моленной избе и зажигают от «деревянного огня», который добывают посредством трения березовых палок...».

Секта «Кугу сорта» была исключительно консерва­тивной и по своим житейским установлениям. Она при­зывала отказаться в быту от всего фабричного, покуп­ного, заменив его самодельным, т. е. тянула верующих к стародавним временам, к полному господству нату­рального хозяйства. «Характерной особенностью этой секты является, между прочим, и изгнание из своего житейского обихода продуктов культуры, приобретае­мых на торжищах (как-то: чай, сахар, соль, керосин, -спички и пр.), почему, кроме названия «Кугу сорта», этой секте среди черемис усвоено еще и другое «Шэ-ры-вэра», т. е. «пресная вера». Потому сектанты кугу-сортинцы в обыденной жизни пользуются лишь тем, что находят около себя, приготовляя все это примитивным способом, как, например, добывают огонь трением, не пьют хмельного и не курят» 180. В общем же «Кугу сор­та» не имела сколько-нибудь значительного распростра­нения среди марийских крестьян, а после ареста и вы­сылки в Сибирь ее руководителей в начале 90-х годов она фактически сошла на нет.

Из дохристианских представлений в широкой массе •санчуро-яранских марийцев наиболее стойко удерживал­ся культ предков, особенно поминки в 40-й день после смерти, которые продолжали носить общественный ха­рактер. Другие же постоянные поминальные дни и свя­занные с ними обряды испытали сильное влияние хри­стианства, а в некоторых случаях марийцы устраивали поминания в дни, установленные церковью.

Оглавление