Добро пожаловать

О книге:

В данной книге представлена история Марийского народа. Здесь рассмотрено происхождение, особенности языка, обычаи и нравы. Все факты подкреплены источниками и ссылками на них.




Приятного прочтения

КОКШАЙСКО-ПРИВОЛЖСКИЙ РАЙОН

19!. Говоры елабужских и сарапульских марийцев, вместе с распространенными к востоку от них (в Закамье) мензелинском и калтасин-ским говорами, входят уже в состав типичного восточно-марийского наречия 192.

В пределах Уржумско-Вятского района еще совсем-недавно можно было выявить черты культурно-бытовых различий между отдельными марийскими группами. Например, марийцы деревень, группирующихся вокруг с. Байса (к северу от Уржума), по типу вышивки,укра­шениям и способу ношения женского головного убора ничем не отличались от живущих к западу сенурско-торьяльских марийцев; но несколько иной костюм и особенно способ ношения «шымакша» ( по-местному «колпак») наблюдается к югу от Уржума, в районе с. Шурма с окружающими деревнями, где и в других элементах культуры проявлялась большая близость не к сернурско-торьяльским, а к турекским марийцам 193. Тем не менее, все марийское население Уржумско-Вят­ского района относилось к этнографической общности «шымакшан марий» и локальные различия говора и одежды не служили препятствием к семейно-брачным и иным формам общения на всей этой территории.

Рассмотрим вопрос об этническом составе и этниче­ских взаимоотношениях разноязычного населения Ур­жумско-Вятского района в целом. Материалы, которыми в пореформенный период располагало Вятское стати­стическое бюро, показывают, что русская колонизация Уржумского и Малмыжского уездов, начавшаяся на ис­ходе XVI в., заметно усилившаяся во второй половине XVII в., наиболее интенсивно проходила в XVIIIXIX вв., причем основное направление ее движения шла с севера на юг194. В 1811 г. в составе населения Ур­жумского уезда числилось 41 950 податных душ, а среди них 14 172 податных марийца. Все же в это время ма­рийцы  еще преобладали над русскими  поселенцами в средней и южной частях уезда195. По X ревизии 1858 г. в податный оклад было записано 84 578 уржумских кре­стьян, среди которых марийцы составили явное мень­шинство, даже в тех 12 волостях, что после революции были включены в состав Марийской автономной области (затем МарАССР).

Указанная ревизия выявила численное преобладание марийцев над русскими только в Сернурской вол. (82%) и Конганурской (60,9%); равную их пропорцию п Ирмучашской вол. (50 на 50%) и меньшую долю ма­рийцев в волостях: Кораксолинской (45,7%), Се.ндинекой (38,8), Кукнурской (38,7), Кузнецовской (35,1), Косолаповской (34,8), Кужнурской (32,4%); и совсем немного марийцев в волостях: Турекской (17,5%), Хлебниковской (6,6) и Кокшинской (4,8%) 1Э6.

. В пореформенный период приток русского (и лишь отчасти марийского) населения из Яранского, Котель­нического и других северных уездов на более свобод­ные и плодородные земли средней и. южной частей Ур­жумского уезда продолжался в массовом порядке. Как отмечал И. Н. Смирнов, «с 1858 г. до 3884 г. на—селение прибыло на 32%. Южные черемисские волости наполнялись все сильнее: Конганурская увеличилась на 46%, Кораксолинская — на 45, Ирмучашская — на 57, Турекская — на 63, Хлебниковская — на 58, Мазар-ская — на 48, Кузнецовская — на 59, Кошлановская — на 73%. В это же время в северных волостях население убыло на 3—21%» 197..В 1887 г. на 191 тыс. смешанного населения Уржумского уезда марийцев приходилось только 67 тыс., то есть 35%.

В общем итоге к концу XIX в. сложилась очень пест­рая картина этнического поселенного состава. Из 800 уржумских деревень с марийскими названиями 266 (в северных волостях и близ г. Уржума) оказались со сплошь русским населением, 205 деревень имели марий­ских жителей, но со значительным процентом русских припущенников, и только 329

Оглавление




Подробности уничтожение тараканов в квартире на нашем сайте.