Добро пожаловать

О книге:

В данной книге представлена история Марийского народа. Здесь рассмотрено происхождение, особенности языка, обычаи и нравы. Все факты подкреплены источниками и ссылками на них.




Приятного прочтения

КОКШАЙСКО-ПРИВОЛЖСКИЙ РАЙОН

мужская часть населения уезда по численности достигла 104,3 тыс. чел. (т. е. по сравнению с 1811 г. почти удвои­лась), а чистый прирост оказался по-прежнему наиболь­шим в средней и южной марийских частях уезда: соот­ветственно 62 и 45%'. За это время средняя полоса была уже значительно колонизована, но неуклонный рост чис­ленности населения в целом по уезду продолжался (в 1878 г. всего мужских душ уже 137,2 тыс.), главным образом за счет притока русских   переселенцев в юго-западные лесные волости— Юкшумскую и Кундышскую (прирост за двадцать лет — 145%) ш.

Численный рост марийского населения продолжался в дореформенный период, составив в 1868 г. мужских душ 22,4 тыс. против 11 тыс. в 1811 г., но в дальнейшем этот рост затормозился, видимо, главным образом за счет обрусения многих семейств и целых деревень. В 1868 г. в Яранском уезде русских насчитывалось 229 тыс. обоего пола, а марийцев около 47 тыс., т. е. не более 17% населения147. Наиболее точные данные пере­писи 1897 г. показали незначительное увеличение числен­ности марийцев: почти за тридцать лет с 47 до 50,9 тыс. обоего пола 148. Это было уже очень мало по сравнению с более чем 300-тысячным русским населением.

Но специфическая особенность движения народонасе­ления Санчуро-Яранского района заключалась не только в абсолютном, все возрастающем преобладании русской части над марийской. Мало того, что русские переселен­цы, привлеченные удобными землями, проникали в са­мую глушь незанятых казенных лесов, они на правах «припущенников» во многолюдстве рассеивались по ма­рийским общинам. И. Н. Смирнов свидетельствовал: «В значительной части смешанных селений число при­пущенников приближается к числу коренного населе­ния... Местные наблюдатели отмечают путь, посредством которого русские припущенники являются в черемисских деревнях: умирает бездетным или оставляет малолетних детей черемисин; жена, побившись некоторое время с наделом, бросает его; общество за водку отдает вымо-роченный надел русскому припущеннику» 149.

Старый Вятский архив сохранил подробнейшие по­селенные списки 1869 г., в которых население Яранского уезда распределено по этническому признаку на чисто марийские, русские и смешанные группы кустами и по отдельным селениям 15°. Интересны столь же подробные «Списки инородческих поселений Вятской губернии» в виде приложения к карте населенных мест на 1870 г.151. Составители этих документов разработали специальную схему учета марийского населения по кучным группам «селений черемис-христиан» и по таким же селениям, «отдельно лежащим» (в русском окружении), далее «по селениям, смешанным из черемис-христиан и русских», образующим небольшие гнезда, и по таким же смешан­ным селениям, но отдельно расположенным.

По Яранскому уезду на 1870 г. всего марийцев на­считывалось 36 102, живущих в 218 селениях. При этом значительная их часть (19906) была расселена в 112 деревнях, составлявших 21 группу, из которых по разме­ру и плотности коренного населения выделялась Ернур-ская группа (28 деревень — 6584 жителя). Около 6 тыс. марийцев жило в 35 порознь расположенных селениях. Остальная часть марийцев, причем немалая — более 10 тыс., размещалась по 70 населенным пунктам, где жили и русские — преимущественно «припущенники». Например, в Пектубаевской группе марийцев насчиты­валось 514, русских — 112; в Тубаевской группе марий­цев — 200, русских — 225; в Тужинской группе марий­цев — 602, русских — 693; в Еманаевской группе марий­цев — 183, русских — 123; в Церменурской группе ма­рийцев — 132, русских — 194; в Маслинско-Жеребцов-ской группе марийцев — 422, русских — 183 и т. д.

И. Н. Смирнов, оперировавший данными более позд­него времени, привел убедительные свидетельства про­грессирующего марийско-русского поселенного смеше­ния. Оказывается, к 1887 г. только в четырех южных во­лостях Яранского уезда — Ернурской, Кадамской, Кома-ровской и Юкшумской — подавляющее большинство составляли марийцы. Но в остальных 11 волостях «в большей части черемисских деревень имеются русские припущенники и при этом в значительном количестве — в Барановской волости из 32 черемисских деревень 8 имеют русских припущенников,

Оглавление