Добро пожаловать

О книге:

В данной книге представлена история Марийского народа. Здесь рассмотрено происхождение, особенности языка, обычаи и нравы. Все факты подкреплены источниками и ссылками на них.




Приятного прочтения

КОКШАЙСКО-ПРИВОЛЖСКИЙ РАЙОН

Ветлуга, Рутка, Верхняя Кокшага и Кундыш, Нижняя Кокшага и Кундыш, Илеть с ее притоком Юшутом открыли путь русскому влиянию в самые глу­хие дебри луговой стороны... в поисках за дешевым лесом промышленники поднялись вверх по названным рекам, завязали отношения с прибрежными черемиса­ми, стали нанимать их вместе с русскими рубить лес, пилить его, возить к сплавной реке, следить за его спуском в плотах или молем (плахами). Благодаря этим отношениям с русскими людьми черемисы посте­пенно усваивают русский язык — отдельные люди до тонкости»87.

На юго-востоке Царевококшайского уезда марийцы тесно соприкасались с татарским населением Кшклов-ской и Кулле-Киминской волостей, где татар было боль­шинство. Некоторое число татар размещалось среди марийцев Моркинской, Себе-Усадской и Сотнурской во­лостей 88.

Татары здесь поселились после присоединения мест­ного края к России. Это были преимущественно выход­цы из-под Казани, которые осели среди марийцев и частично оттеснили или ассимилировали их88. Будучи более предприимчивыми в торгово-промышленном от­ношении и более связанными с рынком г. Казани, тор­гующие татары являлись важнейшими посредниками между поволжским городом и марийской деревней90. Чувствовалось также языковое и культурно-хозяйствен­ное влияние татар на их ближайших марийских сосе­дей. Марийские женщины, путем браков входившие з татарские семьи, подвергались бытовой ассимиляции, связанной с обычаями приверженцев ислама91.

Подводя итоги движению народонаселения в очер­ченном нами Кокшайско-Приволжском районе, всеоб­щая перепись 1897 г. дала такие показатели: в Царево-кокшайском уезде на 113 тыс. жителей приходилось марийцев — 61,6 тыс. (54,7%), русских — 27 тыс. (24%), татар — 23,8 тыс.   (21,1%);  в Чебоксарском    уезде ма-

рийцев—15,3 тыс. (12% )92. Из этих данных при сравне­нии их с данными 1887 г. видно, что в последнем деся­тилетии XIX в. русское и марийское население района численно возрастало примерно в одинаковой ' пропор­ции, но, согласно этнографическим материалам, про­цесс обрусения развивался более интенсивно, чем прежде93.

По хозяйственно-экономическому быту населения Кокшайско-Приволжский район во многом напоминал Козьмодемьянско-Ветлужский, но имел некоторые от­личия. Несмотря на обширность пределов и незначи­тельную плотность населения Царевококшайского уез­да, здешнее крестьянство имело мало удобных земель— немногим более 30% площадей (казна держала в своем ведомстве свыше 66% удобных площадей, преимуще­ственно поросших лесом), что было намного меньше средней нормы крестьянских общинных владений по Казанской губ. (62,5%). Даже в соседнем Козьмодемь­янской уезде, считавшемся мало обеспеченным удобны­ми землями, доля общинного земельного держания в 1907 г. составляла 43% всех пригодных для хозяйство­вания площадей94.

Но бедственное состояние многих марийских кре­стьян заключалось не только, а местами и не столько в малоземелье, сколько в низком плодородии песчаных и суперпесчаных почв, недостатке удобрений и рутин­ной технике обработки. В отчетной ведомости Царево-кокшайской земской управы 1897 г. прямо сказано: «Почва земли крайне плоха и требует постоянного удоб­рения, в котором за малочисленностью скота встречает­ся большой недостаток... Урожай хлебов в 1896 г. по уезду был в среднем выводе: озимого — сам-3,82, яро­вого — сам-3,29 и картофеля — сам-4,52»95 и так из года в год, если не случалось губительного неурожая.

Неудовлетворительным было и скотоводство, хотя в целом марийцы содержали большее количество скота, нежели русские. Все же в конце XIX в. до 1/5 части марийских дворов не имели лошадей, а не менее половины дворов держали только по одной лошади96. Рабочий скот берегли больше всего, скармливая ему почти все запасенное сено.

Оглавление




Недорогие проститутки Перми.