Добро пожаловать
О книге:
В данной книге представлена история Марийского народа. Здесь рассмотрено происхождение, особенности языка, обычаи и нравы. Все факты подкреплены источниками и ссылками на них.
Приятного прочтения
КОКШАЙСКО-ПРИВОЛЖСКИЙ РАЙОН
Крыши на избе и кудо покоились на «самцах», на остальных постройках — на «курицах». Материалом покрытия служили корье, солома, реже — колотая дрань, и только в конце XIX в. стал применяться тес. Пол и потолок в доме настилали из расколотых пополам бревен. Со временем в марийские волости все чаще стали наведываться русские плотники-вятчане, передававшие свое более совершенное мастерство марийским строителям.
Жилое помещение имело двухраздельную или трех-раздельную планировку. При двухраздельной жилье состояло из избы и сеней. Трехраздельная застройка обычно включала две избы и сени между ними. Чаще всего в таких жилищах обитали большие семьи. Если семья не помещалась в двух избах, то рядом во дворе ставилась третья. По мере распада больших семей ис-
чезала и такая планировка. Расположение клети сзади избы через соединяющие их сени раньше всего вошло в обычай марийцев северных волостей под влиянием русских, в южных же это произошло позже — во всяком случае распространенным явлением стало здесь в начале XX в.
В глухих лесных местах долгое время сохранялись курные избы — шем порт с волоковыми окнами, затянутыми бычьим пузырем. Избы отапливались глинобитными печами, над шестком которых были подвешены котлы для повседневного приготовления пищи в зимнее время. Курные избы повсеместно исчезли в описываемом районе к исходу XIX в.
Сменившие их избы с топкой по-белому мало чем отличались от таковых у соседних марийцев и русских крестьян. Большое место в них занимала русская печь, расположенная направо или налево от входа в избу, повернутая устьем к окнам, выходившим на улицу. По диагонали от печи находился красный угол с лавками и столом, на котором по обычаю обязательно лежали каравай хлеба и соль. Над входом на уровне печи настилались полати, в зимнее время служившие излюбленным местом пребывания для стариков и детей. Как вспоминают информаторы, внутреннего разделения избы их предки не знали. Отделение кухни перегородкой'— явление сравнительно позднее. По сведениям начала 1930-х годов, в левобережной лесной полосе марийского края избы без отгороженной кухни составляли
37,3% 119.
Изба служила жилищем только в холодное время года. С наступлением весны семья перемещалась в кудо и пултур. Кудо было на каждом марийском дворе. Летом в нем было прохладно, а горевший почти непрерывно посреди кудо дымный костер отгонял комаров. Вдоль длинных стен кудо тянулись лавки, около одной из них помещался стол. Все свободное от полевых работ время семья проводила в кудо. У задней,-противоположной входу, стены кудо отгораживалось небольшое помещение — из и кудо (малое кудо), в котором хозяева, особенно некрещеные, хранили приношения кудо-водыжу (духу'—хранителю дома), а также принадлежности религиозного ритуала.
Спали летом в пултуре на втором этаже. Если семья была большая, а во дворе стояло несколько пултуров, то каждая брачная пара с детьми имела свое отдельное помещение. В пултуре хозяйкой была женщина, там она хранила приданое и одежду своей малой, семьи. С пултуром были связаны некоторые семейные обряды и обычаи. Например, первая брачная ночь всегда проходила в пултуре.