Добро пожаловать

О книге:

В данной книге представлена история Марийского народа. Здесь рассмотрено происхождение, особенности языка, обычаи и нравы. Все факты подкреплены источниками и ссылками на них.




Приятного прочтения

КОКШАЙСКО-ПРИВОЛЖСКИЙ РАЙОН

развития уличной планировки, при которой исчезалохарактерное в прошлом свободное размещение дворов.

Однако стремление родственников селиться бок о бок со­хранялось, как и в других районах расселения марийцев.

Первое время при уличной застройке преобладали об­ширные открытые дворы, поросшие травой, на которых жилые и хозяйственные постройки размещались в один, два ряда или «покоем», в зависимости от состоятельно­сти хозяина. У зажиточных крестьян постройками был заполнен весь двор.

К исходу прошлого века, в связи с уменьшением поле­вых участков и переходом значительной части приуса­дебных земель в надельный фонд, а также обеднением рядовой крестьянской массы, застройка двора стала уплотняться: сократилось число хозяйственных помеще­ний во дворе и изменилось их расположение, то есть все большее распространение под русским влиянием полу­чила «глаголеобразная» связь. Длинный ряд в этой свя­зи составляли жилые постройки, к которым под углом ставился «сарай» для скота. При такой плотной застрой­ке некоторые сооружения, в частности кудо и двухэтаж­ный амбар, в целях противопожарной безопасности стали выносить за пределы двора — на приусадебный участок. Вынос кудо за пределы двора объясняется также утра­той им своего былого назначения.

Все большую роль под русским влиянием стала иг­рать изба с клетью, используемые под жилье в течение всего года. Старинные кудо и амбар-пултур к началу XX в. были уже редкими постройками на марийской усадьбе. Под русским же влиянием изменился хлев для скота; он стал высоким, с потолочным перекрытием, со взвозом со стороны усадьбы для доставки сена, хранив­шегося под крышей сарая. Перед сараем, как и у рус­ских крестьян, часто устраивался навес, так что полу­чался небольшой закрытый двор. Некоторые крестьяне пытались сделать двор закрытым и при покоеобразном расположении построек, но обычно крыши не выдержи­вали тяжести снега и проваливались.

Что же касается жилого помещения, то оно было двух типов: трехраздельным и двухраздельным. В более раннее время трехраздельная планировка включала в себя две избы и сени между ними, причем неотапливае­мая летняя изба выходила на улицу, а зимняя помеща­лась во дворе, рядом со скотным сараем. Позднее при той же трехраздельной планировке на улицу выходила изба, затем шли сени и клеть, которая здесь называлась полдыр, т. е. на нее было перенесено название прежнего двухэтажного амбара — пултура, который теперь назы­вался кцшеклат (двухэтажная клеть).

При двухраздельной связи жилое помещение состоя­ло из избы и сеней, но оно было характерно для бедней­шей части крестьянства повсеместно и для многих серед­няков в безлесных местах, где дороговизна леса и труд­ность его доставки заставляли крестьян уменьшать раз­меры жилых и хозяйственных построек.

В пореформенный период стали быстро исчезать кур­ные избы, на смену которым приходили «чистые» избы с топкой по-белому, причем не отличавшиеся от изб у рус­ских соседей. В них много места по-прежнему занимала русская печь, обращенная устьем к улице. По диагонали от печи находился «красный» угол с божницей, столом и широкими неподвижными лавками. Одна из них, вдоль-уличной стены, называлась женской (для всех приходив­ших в избу женщин), другая, вдоль боковой стены, — мужской.

Оглавление




Какие документы для похорон Горслужба "Ритуал".