Добро пожаловать
О книге:
В данной книге представлена история Марийского народа. Здесь рассмотрено происхождение, особенности языка, обычаи и нравы. Все факты подкреплены источниками и ссылками на них.
Приятного прочтения
КОКШАЙСКО-ПРИВОЛЖСКИЙ РАЙОН
развития уличной планировки, при которой исчезалохарактерное в прошлом свободное размещение дворов.
Однако стремление родственников селиться бок о бок сохранялось, как и в других районах расселения марийцев.
Первое время при уличной застройке преобладали обширные открытые дворы, поросшие травой, на которых жилые и хозяйственные постройки размещались в один, два ряда или «покоем», в зависимости от состоятельности хозяина. У зажиточных крестьян постройками был заполнен весь двор.
К исходу прошлого века, в связи с уменьшением полевых участков и переходом значительной части приусадебных земель в надельный фонд, а также обеднением рядовой крестьянской массы, застройка двора стала уплотняться: сократилось число хозяйственных помещений во дворе и изменилось их расположение, то есть все большее распространение под русским влиянием получила «глаголеобразная» связь. Длинный ряд в этой связи составляли жилые постройки, к которым под углом ставился «сарай» для скота. При такой плотной застройке некоторые сооружения, в частности кудо и двухэтажный амбар, в целях противопожарной безопасности стали выносить за пределы двора — на приусадебный участок. Вынос кудо за пределы двора объясняется также утратой им своего былого назначения.
Все большую роль под русским влиянием стала играть изба с клетью, используемые под жилье в течение всего года. Старинные кудо и амбар-пултур к началу XX в. были уже редкими постройками на марийской усадьбе. Под русским же влиянием изменился хлев для скота; он стал высоким, с потолочным перекрытием, со взвозом со стороны усадьбы для доставки сена, хранившегося под крышей сарая. Перед сараем, как и у русских крестьян, часто устраивался навес, так что получался небольшой закрытый двор. Некоторые крестьяне пытались сделать двор закрытым и при покоеобразном расположении построек, но обычно крыши не выдерживали тяжести снега и проваливались.
Что же касается жилого помещения, то оно было двух типов: трехраздельным и двухраздельным. В более раннее время трехраздельная планировка включала в себя две избы и сени между ними, причем неотапливаемая летняя изба выходила на улицу, а зимняя помещалась во дворе, рядом со скотным сараем. Позднее при той же трехраздельной планировке на улицу выходила изба, затем шли сени и клеть, которая здесь называлась полдыр, т. е. на нее было перенесено название прежнего двухэтажного амбара — пултура, который теперь назывался кцшеклат (двухэтажная клеть).
При двухраздельной связи жилое помещение состояло из избы и сеней, но оно было характерно для беднейшей части крестьянства повсеместно и для многих середняков в безлесных местах, где дороговизна леса и трудность его доставки заставляли крестьян уменьшать размеры жилых и хозяйственных построек.
В пореформенный период стали быстро исчезать курные избы, на смену которым приходили «чистые» избы с топкой по-белому, причем не отличавшиеся от изб у русских соседей. В них много места по-прежнему занимала русская печь, обращенная устьем к улице. По диагонали от печи находился «красный» угол с божницей, столом и широкими неподвижными лавками. Одна из них, вдоль-уличной стены, называлась женской (для всех приходивших в избу женщин), другая, вдоль боковой стены, — мужской.